Еврозона: взгляд изнутри

Еврозона: взгляд изнутри. Об этом в Кишиневе рассказывали журналисты из Прибалтики. О плюсах и минусах евроинтеграции своих стран они говорили с коллегами из Молдовы и Приднестровья. Общение прошло накануне намеченного на 27 июня подписания Молдовой Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

Юрий Алексеев - журналист из Латвии. Считается одним из наиболее известных экономических и политических экспертов своей страны. В Кишинёве он рассказывает, как его государство в этом году отмечало десятилетие вступления в Евросоюз. Подводит горькие итоги, которые скоро, по его мнению, придется пережить и Молдове.

Юрий Алексеев, латвийский журналист: «Как отпраздновали балтийские страны десятилетний юбилей вхождения в Евросоюз. В Латвии это был скромный президентский прием, на который половина не пришли. Посидели, выпили по рюмке и разошлись. Вы понимаете, что если нет радости от десятилетнего пребывания в этом состоянии, то это что-то значит».

Труднее всего пришлось сельскому хозяйству, - говорит Юрий Алексеев. Ожидания, что латвийские продукты питания будут востребованы на рынках Евросоюза, мягко говоря, не оправдались.

Юрий Алексеев, латвийский журналист: «Первое, это был удар, что наши товары на европейском рынке абсолютно не нужны, ну абсолютно. Рынок Европы перенасыщен товарами так, что туда влезть, либо надо иметь действительно миллиарды, чтобы поднять технологии на столько, чтобы по сельскому хозяйству, если вы хотите продавать свои чудесные помидоры, которыми объедаюсь уже второй день, если вы их хотите продать там, то не продадите ни одного. Вас сожрут». 

Животноводство, как и овощеводство в Латвии тоже не смогло выжить в условиях Еврозоны. Юрий Алекссев рассказал на примере продажи свинины из Польши, как в его стране практически погибла целая отрасль сельского хозяйства. 

Юрий Алексеев, латвийский журналист: «Бац и на рынке появляется свинина, которая поступает по цене 70-80 евро центов за килограмм. Ни одно латвийское хозяйство близко не может конкурировать с такими ценами. У нас себестоимость -два-два с половиной евро. То есть в три раза ниже. Латвийские фермеры ложатся на спину в течение полугода, просто порезали стадо, распродали и больше свининой не занимаются. А через полгода поляки поднимают цену до четырех евро. И вот это Евросоюз полностью разрешает».

Еще один эксперт Альгирдас Палецкис живет и работает в Литве. По его мнению, сейчас Евросоюз уже не та структура, в которую десять лет назад вступила его страна. Разница между государствами старой Европы и новыми, которые присоединились к ЕС, слишком ощутима.

Альгирдас Палецкис, литовский журналист: «Почему в Литве, я вот специально смотрел новейшую статистику, почему в Литве средняя пенсия 250 евро, и, к сожалению, ее не хватает многим людям для проживания, а почему она в три-четыре, семь раз в случае Люксембурга выше? Почему? Почему не идет выравнивание ситуации? Почему минимальная зарплата в Литве 30 евро? А во Франции тысяча евро и больше». 

За годы нахождения в Евросоюзе уровень жизни в Литве не поднялся, а скорее наоборот, - отмечает Альгирдас Палецкис. Он и его коллега Юрий Алексеев в ходе общения в Кишиневе призывали сделать все, чтобы Молдова не лишилась своих торговых контактов с Россией. По их мнению, именно потеря рынков на востоке и привела к тому, что Латвия и Литва не сохранили свою промышленность, сельское хозяйство и социальные гарантии.