Молдова и Приднестровье - все сложно

В отношениях Приднестровья и Молдовы все сложно. И ситуация продолжает деградировать. Односторонние действия Кишинева ведут к обострению и срыву всего переговорного процесса. В этом активно помогает и соседняя Украина. Так, Приднестровье может оказаться в тотальной блокаде, если на контрольно-пропускном пункте «Кучурган» до конца этого года появятся силовики Молдовы. Об этом в Тирасполе президент Вадим Красносельский говорил высоким гостям как из России, так из самой Украины. А тем временем представители Кишинева устраивали все новые провокации и всячески показывали, что не желают учитывать и считаться с позицией Приднестровья.

Эта неделя показала, что до нормализации отношений с Молдовой далеко. Произошли очередные инциденты, связанные с нарушением права на свободное передвижение, отказ от ранее подписанных документов, а также обвинения официальных лиц Приднестровья в тиражировании спекулятивных заявлений. А все начиналось довольно не плохо. В Тирасполе побывал заместитель министра иностранных дел России. Призвал договариваться с молдавскими политиками. 

Григорий Карасин, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации: «Важно добиваться прогресса, тогда все возможно. Если прогресса в конкретных вопросах не будет, тогда все остальное носит характер богословского спора, который ни к чему не ведет».

Только вот в Кишиневе на ситуацию смотрят совсем по-другому. Там раз за разом придумывают новые ограничения и проблемы как для простых приднестровцев, так и в целом для экономики страны.

Вадим Красносельский, президент ПМР: «Вызывают опасения односторонние действия молдавской стороны и отсутствие конструктивного диалога именно со стороны Молдовы».

Среди таких односторонних действий массовое возбуждение политически мотивированных уголовных дел в отношении должностных лиц, бизнесменов и простых граждан Приднестровья. По различным данным их более двухсот. Президент Вадим Красносельский предлагает начать разрешать данную проблему.

Вадим Красносельский, президент ПМР: «Мы предлагаем практическую реализацию, сделать первый шаг и прекратить 10 уголовных дел обоюдно и молдавской, и приднестровской стороной. Мы к этому готовы, и мы это предложение озвучили Игорю Додону, ждем ответа».

Пока от президента Игоря Додона ответа нет, но есть позиция вице-премьера соседней страны Георгия Бэлана. Якобы в Молдове нет политически мотивированных уголовных дел.

Георгий Бэлан, вице-премьер Республики Молдова: «Ни в каких документах, подписанных ни между Кишиневом и Тирасполем, ни в переговорном процессе не прописан такой термин «политически мотивированные уголовные дела». Любые уголовные дела имеют составляющие уголовные дела. Там может быть разная составляющая, Боже упаси от убийства, до контрабанды».

Известно, что молдавские власти в соответствии со своим законодательством не признают Приднестровье, а также полномочия наших должностных лиц. Поэтому зачастую уголовные дела заводились по формулировке «присвоение властных полномочий». В Тирасполе их считают политическими и заказными.

Виталий Игнатьев, министр иностранных дел ПМР: «Молдавская сторона не видит никаких политически мотивированных уголовных дел, невзирая на то, что эти проблемы мы решаем на протяжении целого ряда лет».

Так, в 2013-м была специальная протокольная запись, затем стороны обменялись списками уголовных дел, - напомнил Виталий Игнатьев. Более того, эта проблема была обозначена, как один из пунктов «Берлинского протокола». Но продвижения нет. Проблема, которая была одной из причин перерыва в работе формата «5+2», остается неразрешенной.

При этом Молдова продолжает нагнетать ситуацию. Очередные удары представители Кишинева нанесли по свободе передвижения. Прежде всего, психологическое, административное давление оказывают на граждан и должностных лиц Приднестровья. По дороге в кишиневский аэропорт задержали заместителя председателя Верховного Совета Галину Антюфееву.

Галина Антюфеева, заместитель председателя Верховного Совета ПМР: «Якобы у них есть подозрение, есть информация, что номер двигателя не соответствует номеру автомобиля, которому он должен принадлежать. То есть, есть у них такая информация. Аналогичный случай уже был два дня назад. Это уже стало закономерностью. Конечно, это провокация».   

Разбирательство длилось два часа. После полицейские сообщили, что номер двигателя и номер машины совпадают.

Галина Антюфеева, заместитель председателя Верховного Совета ПМР: «Говорят, что сделали запрос в Интерпол. Все в соответствие с законом, все соответствует: и номер машины, и номер двигателя. И разрешили отъехать. Мы рассчитываем на то, что такие случаи не будут повторяться, очень хотелось бы, чтобы мы выстраивали добрососедские отношения».   

Задержали и делегацию Канцелярии Главы Российского Императорского Дома. Инцидент произошел, когда российские представители направлялись в аэропорт города Кишинева для вылета в Москву. Их автомобиль также был остановлен сотрудниками дорожной полиции. После делегацию доставили в ближайший инспекторат полиции. Из-за этого российские представители не успели вовремя добраться в аэропорт Кишинева. Делегация смогла улететь в Москву лишь спустя несколько часов ночным рейсом. В самом аэропорту Кишинева российские гости были подвергнуты тщательному дополнительному досмотру по второй линии.

Георгий Бэлан, вице-премьер Республики Молдова: «Иногда у нас может целый самолет может быть переведен на вторую линию контроля из-за того, что есть какая-то информация. Спецслужбы или представители таможни, или пограничной службы, они не обязаны давать объяснения. Если у них есть какая-то оперативная информация, провоз контрабанды или какие-то непорядки в документах, или какие-то подозрения другого рода. Они могут предпринимать эти действия».

Здесь вице-премьер Молдовы лукавит. Совсем недавно представители Правительства и парламента на встрече с послом России в Кишиневе передали ноту. В ней описано, как официальные лица республики останавливаются на въезде в Россию, якобы «допрашиваются, обыскиваются, терпят унижения со стороны представителей российских спецслужб». Получается, для молдавских чиновников такие меры ограничений недопустимы, а для приднестровцев в порядке вещей? В этой ситуации сейчас разбирается российское внешнеполитическое ведомство.

Мария Захарова, официальный представитель МИД России: «Документ непростой, честно вам скажу. Мы изучаем его, пытаемся понять, какие конкретно вопросы ставит перед нами молдавская сторона. Готовы к взаимодействию и решению сложных вопросов, для чего есть соответствующие каналы. Все вопросы могут быть урегулированы в рабочем порядке. Сейчас занимаемся изучением ноты».

Но самые большие риски, как для экономики Приднестровья, так и для всего переговорного процесса несут другие односторонние действия. Речь идет о проекте совместного контроля Молдовой и Украиной на КПП «Кучурган». На встрече политических представителей вице-премьер Молдовы даже покинул стол переговоров, когда приднестровская сторона приводила цифры возможных потерь для экономики. Георгий Бэлан твердо уверен, что в Кучурганах молдавские таможенники «будут бороться с контрабандой».

Георгий Бэлан, вице-премьер Республики Молдова: «Совместный контроль на границе позволит нам преодолеть эти негативные феномены. Упростят процедуру, создадут единое окно и будут во благо населения. Те цифры, которые озвучивают спекулятивно представители Тирасполя, не соответствуют действительности».

Таким образом, в Кишиневе не хотят даже слышать, что совокупные потери для нашей экономики могут составить по меньшей мере 38 миллионов долларов в год. А еще под угрозой продовольственная безопасность страны, возможны проблемы и со свободой передвижения. Особую тревогу вызывает опасность возможного столкновения, когда силовики Приднестровья и Молдовы окажутся друг напротив друга, и нет никаких механизмов регулирования эскалации напряженности.

Олег Беляков, сопредседатель в ОКК от ПМР: «Мы по-прежнему находимся, как конфликтующие стороны. И когда конфликтующая сторона была только с одной стороны - это один вопрос, а когда конфликтующие стороны уже с обеих сторон – это совершенно другой вопрос, это элементы нашей общей безопасности».  

Вопрос о совместном таможенном контроле Молдовы и Украины надо обсуждать в формате «5+2». Это твердая позиция официального Тирасполя, в этом приднестровскую сторону поддержал и заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин.

Григорий Карасин, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации: «Я высказал предположение, что, наверное, эта тема могла бы быть решена при взаимодействии Тирасполя и Кишинева. И, наверное, с привлечением других участников форма «5+2», в том числе Украины. Будем стараться это делать, будем прилагать к этому дипломатически и все усилия».

Представители Украины также с вниманием отнеслись к информации о совместном контроле в Кучурганах, которую предоставило Приднестровье.

Виталий Игнатьев, министр иностранных дел ПМР: «Мы информировали украинскую сторону о возможных негативных вызовах и результатах данного решения. Я надеюсь, что мы были услышаны, и что в рамках нашего политического диалога мы сможем обсудить эту проблему на предстоящем заседании переговорного формата «5+2».

Однако молдавская сторона уже сейчас настаивает на том, что данная тема не подходит для этой переговорной площадки.

Георгий Бэлан, вице-премьер Республики Молдова: «Этот вопрос не относится к формату «5+2». Это вопрос двусторонних отношений Молдовы и Украины».

Вырисовывается тупик в разрешении данного вопроса. После визита в Молдову и Приднестровье Григория Карасина молдо-приднестровское урегулирование затронул и президент России Владимир Путин во время диалога с молдавским коллегой Игорем Додоном. О результатах этого общения пока ничего не известно. Возможно ситуация прояснится к концу месяца, когда может состояться встреча президентов Молдовы и Приднестровья.

Виталий Игнатьев, министр иностранных дел ПМР: «Есть определенное видение о возможных параметрах такой встречи. Пока же все находится в рабочем режиме».

Пока же приднестровский бизнес, общественность и руководство страны продолжит бороться вместе и сообща за интересы государства. Тем более опасность установления тотальной блокады республики остается и для ее недопущения как Приднестровью, так и другим участникам переговоров придется приложить немало усилий.