«Подарок» соседей к юбилею экономической блокады Приднестровья

10 лет назад в марте 2006 года Украина начала экономическую блокаду Приднестровья. За это время республика потеряла десятки предприятий, тысячи рабочих мест, бюджет лишился многомиллионных доходов. Экономика Приднестровья приспособилась к новым условиям, республика научилась выживать. Приднестровье не удалось сломить. Однако, осада пророссийской приднестровской крепости с тех пор лишь усиливалась. К юбилею введения блокады власти Молдовы и Украины приготовили «подарки». Импорт товаров в республику по железной дороге через станции «Слободка»и «Кучурган» был заблокирован. История железнодорожного вопроса и попытки его разрешения.

В начале 2012 года Приднестровье предложило Молдове отойти от обсуждения тупиковых политических вопросов и сосредоточиться на решении конкретных проблем. Тактику «малых шагов» поддержал Кишинев и остальные участники переговорного процесса. Первым испытанием стал железнодорожный вопрос. К концу марта стороны подошли к подписанию протокола о возобновлении грузового железнодорожного сообщения через Приднестровье.

Влад Филат: «Я думаю, нужна и определенная воля, чтобы этот вопрос был решен, и мы занялись другими вопросами».

Воля у молдавской правящей верхушки на начало 2012 года была. Тогда у власти находился второй созыв альянса за евроинтеграцию. Главную роль в ней играла либерально-демократическая партия. Её лидер – Влад Филат был премьер-министром Молдовы. Протокол о возобновлении грузового железнодорожного сообщения был подписан 30 марта в Тирасполе. Через месяц с рыбницкого перрона уже провожали прорывавший блокаду первый состав.   

Виталий Игнатьев, и.о. министра иностранных дел ПМР: «С точки зрения экономической получили положительные результаты и экономические агенты ПМР, и молдавские предприятия, и ЖД ПМР и ЖД РМ, это был классический пример решения, когда выигрывают все участники».    

Однако, железнодорожная идиллия продлилась недолго. В Молдове грянул традиционный внутриполитический кризис. Контроль над основными институтами власти перешел к представителям Демпартии. Её, по данным местных СМИ, контролирует олигарх Владимир Плахотнюк. Приднестровское направление также стали курировать молдавские демократы. С их приходом отношения между Кишиневом и Тирасполем разладились. В конце 2015 года в Молдове решили сломать даже то, что работало.

Виталий Игнатьев, и.о. министра иностранных дел ПМР: «Наши украинские и молдавские партнеры внесли изменения в тот механизм, который существовал на протяжении 10 лет в части импорта грузов железнодорожным транспортом. Наши потери оценивались в 4,5 млн долларов».  

Приднестровский подвижной состав был исключен из технологической схемы, разработанной в рамках протокола 2012 года. Потери понесла как ПЖД, так и предприятия, так как тарифы молдавских железнодорожников в 2,5 раза выше. 

Александр Райко, и.о. генерального директора Приднестровской железной дороги: «У нас замечен существенный спад объемов перевозок. Так, допустим, если сделать аналитику за первое полугодие 2016 года, финансовый результат предприятия очень плачевен. Убытки составляют порядка 8 миллионов рублей за первое полугодие».

Но, судя по всему, и этого кому-то оказалось мало. Украина заблокировала импорт грузов в Приднестровье через железнодорожные станции «Кучурганы-экспорт» и «Слободка- экспорт». Из-за этого Приднестровье может оказаться на грани топливного кризиса.

Павел Прокудин, председатель Правительства ПМР: «В результате сговора, другого слова я не подберу, между Молдавской железной дорогой и Укрзализныцей, приостановлено движение наших грузов. Сорок вагонов, которые вышли из Белоруссии в адрес фирмы «Шериф», были остановлены на границе с Украиной и возвращены. Сейчас там находятся. Идет оплата за простой».

В приднестровском МИДе говорят, позиция молдавских коллег напоминает железнодорожную игру в стрелочников. Кишинев обвиняет в сложившейся ситуации Киев, украинские представители «кивают» в сторону Молдовы.

Виталий Игнатьев, и.о. министра иностранных дел ПМР: «У нас есть документальное подтверждение о постоянной переписке, которая ведется между молдавской и украинской сторонами, есть телеграммы, которые они направляют друг другу, в которых прописываются ограничительные элементы. Их получают специалисты, ведется работа за рамками этого протокола без согласования с приднестровской стороной».

В связи с железнодорожно-топливной блокадой Тирасполь инициировал встречу экспертных (рабочих) групп по вопросам железнодорожного транспорта. Представители Приднестровья призвали молдавских коллег вернуться к схемам импорта грузов согласованным в 2012 году. Однако, представители Кишинева заявили, что эти нормы не были внедрены в молдавское законодательство, следовательно, выполняться не будут. Более того, молдавские чиновники открыто заявили, что для возобновления импорта ГСМ приднестровские компании должны получить необходимые документы в Молдове.  

Александр Райко, и.о. генерального директора Приднестровской железной дороги: «Ряд вариантов было решения вопросов. Молдавские коллеги перекручивали и уводили все только в правовое поле Республики Молдова, то есть косвенно заставляют наших экономических агентов перейти в правовое поле Республики Молдова».

В приднестровском правительстве решение Молдовы и Украины называют политически мотивированным и расценивают, как попытку перевода железнодорожного импорта ПМР под юрисдикцию Молдовы. Председатель Правительства Павел Прокудин поручил предпринять меры таможенного характера, тарифного и нетарифного регулирования, а также ужесточить требования к безопасности локомотивов Украины и Молдовы, которые перемещаются через территорию республики.

Павел Прокудин, председатель Правительства ПМР: «В последнее время против нас ведется экономическая война. Правительство не собирается стоять в стороне и наблюдать, что же произойдет. Мы в результате совещаний, которые у нас состоялись, пришли к выводу, что нужно реагировать, реагировать жестко и незамедлительно».

О железнодорожной осаде Приднестровья оповещены и международные участники переговорного процесса. Тирасполь призывает гарантов, посредников и наблюдателей содействовать скорейшему разрешению железнодорожного кризиса.

Виталий Игнатьев, и.о. министра иностранных дел ПМР: «Мною было направлено официальное обращение в адрес всех участников формата «5+2» о проведении внеочередного заседания «Постоянного совещания…», которое будет посвящено исключительно проблеме железнодорожного сообщения для того, чтобы мы в рамках данного международного формата урегулирования нашли скорейший выход из критической ситуации».

Из-за действий Молдовы и Украины, которые в одностороннем порядке изменили схему грузового железнодорожного сообщения, протокол 2012 года сегодня, по сути, не работает. Он будет действовать до конца года. В Приднестровском МИДе ещё весной предложили новую схему, но ответа по-прежнему нет.  

Виталий Игнатьев, и.о. министра иностранных дел ПМР: «До конца года нам всем нужно определиться с тем, какой будет договорённость по железной дороге, как она будет работать дальше. Если она не будет работать, молдавские коллеги должны вырабатывать план эвакуации своих представителей таможенных служб с территории ПМР».

В марте 2006 года Молдова и Украина начали экономическую блокаду Приднестровья. Тогда российский МИД назвал это «попыткой оказать экономическое давление на Тирасполь с целью принуждения его к политической капитуляции». Этого не случилось, народ Приднестровья лишь укрепился в осознании того, что единственной гарантией безопасности является независимость и присоединение к России. Очередной виток экономической блокады в её нынешнем железнодорожном исполнении - это серьезный вызов всему переговорному процессу, в первую очередь гарантам и посредникам без участия, которых ситуация вряд ли разрешится.